МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ "Шолоховская гимназия", реализуется долгосрочная целевая государственная программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений в развитии.
Статистическая информация о численности обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в 2020-2021 учебном году
Специально оборудованные учебные кабинеты
Все учебные кабинеты МБОУ "Шолоховская гимназия" полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и электробезопасности. Обязательным и приоритетным условием к организации рабочего места обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания учителя.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях в том смысле, что им доступны все учебные кабинеты, спортивные объекты, школьная библиотека и другие объекты образовательной среды с которыми более подробно можно ознакомиться по следующей ссылке «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» .
Для инвалидов и лиц с ОВЗ более сложной степени тяжести в здании начальной школы гимназии имеются кабинеты, оснащенные специализированным оборудованием, обеспечивающим их адаптацию к учебно-воспитательному процессу.
Учебно-методическое и программное обеспечение обучающихся с ОВЗ на 2020-2021 учебный год. В гимназии имеется специализированное оборудование для работы с детьми: с нарушением слуха; с нарушением зрения; с проблемами опорно-двигательного аппарата; с умственными нарушениями.
Ознакомится с составом данного оборудования и их техническими характеристиками можно здесь.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинеты для проведения практических занятий полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и электробезопасности. Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания учителя.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется библиотека: небольшой читальный зал и книгохранилище, обеспечивающее сохранность книжного фонда, медиатека. Помещение школьной библиотеки оборудовано компьютером, принтером и сканером.
Школьная библиотека в полном объеме оснащена всеми необходимыми учебниками для обеспечения образовательного процесса по обучению детей с ОВЗ и инвалидностью, с перечнем данных учебников можно подробно ознакомиться по следующим ссылкам:
Учебно-методическое и программное обеспечение обучающихся с ОВЗ на 2020-2021 учебный год
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В гимназии имеется спортивный зал , оснащенный игровым и спортивным оборудованием и инвентарем для проведения уроков, игр и физической подготовки обучающихся, раздевалками и душевыми комнатами. На территории школы имеется огражденная многофункциональная спортивная площадка, на которой также проходят уроки физической культуры, спортивные игры и соревнования.
Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания учителя. Для детей с расстройствами аутистического спектра в здании начальной школы имеется спортивно-оздоровительная зона физической и психологической разгрузки, оснащенная специализированным современным оборудованием.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом — психологом. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари)
2. Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные приложения к учебникам, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
3. Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.)
7. Интерактивные (интерактивные лаборатории)
8. Спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МБОУ «Шолоховская гимназия» представлена для реализации учебно-воспитательного процесса наличием двух учебных зданий, полностью оснащенных всем необходимым для его обеспечения, и расположенных на единой территории школьного участка.
Конструктивные особенности школьных зданий не предусматривают наличия в них подъемников и лифтов, которые в настоящий момент отсутствуют в обоих зданиях. На основном здании гимназии расположена фирменная вывеска в соответствии с требованиями госта для вывесок юридических лиц, в том числе с информацией о гимназии выполненной шрифтом Брайля. Однако, несмотря на это основное здание до сих пор не приспособлено для приема инвалидов-колясочников, его дверные проемы не соответствуют необходимым требованиям для выполнения данной функции, перед зданием отсутствует пандус.
Вместе с тем универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов создана в здании начальной школы.
Имеется пандус, обеспечивающий доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в данное здание гимназии. Установлены поручни, выполнена дорожка из тротуарной плитки с бордюрным ограждением, расширены дверные проемы. Данной реконструкции в рамках реализации программы «Доступная среда» подвергнут только первый этаж начальной школы гимназии, где были оборудованы специальные кабинеты и помещения для детей- инвалидов, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
Имеется тактильный указатель, приспособление для туалета специализированного назначения.
Необходимо отметить, что тифлотехника, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений в образовательной организации по-прежнему отсутствуют.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
Оборудование и персонал пищеблоков МБОУ Шолоховская гимназия» в полном объеме обеспечивают детям-инвалидам, а также детям с ОВЗ, 2-х разовое горячее, льготное и бесплатное питание (горячий завтрак и обед). Для детей из многодетных семей, а также детям из малоимущих семей, в гимназии предоставляется одноразовое льготное бесплатное горячее питание. Остальные дети получают одноразовое горячее питание на общих основаниях за умеренную плату.
Для организации питания школьников МБОУ «Шолоховская гимназия» заключен договор с ООО «Общепит» на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием детей в учебное время в 2021 году.
В гимназии имеется 2 столовые: в основном здании (на 80 посадочных мест) и в здании начальной школы (на 100 посадочных мест).
Площадь столовой (основное здание):
- обеденный зал – 130,2 м2
- производственный зал – 61,1 м2
Площадь столовой (начальная школа):
- обеденный зал – 102,95 м2
- производственный зал – 58,3 м2
Столовые укомплектованы технологическим оборудованием на 100 %, а также всей необходимой посудой и мебелью, согласно требований Роспотребнадзора.
Смотреть перечень оборудования школьных столовых
Организация питания обучающихся осуществляется в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиями. Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти, органами местного самоуправления.
С 01.09.2020 года обучающиеся 1-4 классов получают бесплатное питание(горячие завтраки).
Организовано бесплатное питание для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Столовая предлагает всем обучающимся горячие завтраки и обеды, витаминизированные напитки, буфет - мучные и кондитерские изделия, фрукты.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание осуществляется МУЗ «Центральная районная больница» Шолоховского район в лице фельдшера на основании двустороннего договора о порядке медицинского обслуживания учащихся.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьная медсестра. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
Здание МБОУ «Шолоховская гимназия» оборудовано противопожарной звуковой сигнализацией, противодымовой защитой, информационным табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для обеспечения антитеррористическая защищенности в гимназии используется система охранной сигнализации, имеется оборудованный контрольно-пропускной пункт на входе в здание, установлена стационарная рамка металлоискателя, территория имеет ограждение по периметру школьного участка.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации имеется доступ к сети интернет В компьютерном классе гимназии школьникам обеспечен санкционированный доступ к образовательным интернет-ресурсам, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести.
Доступ в сеть интернет частично фильтруется со стороны провайдера на предмет нежелательной для школьников информации, а также запрещенной информации. Главная защита школьников от потенциальных интернет-угроз обеспечивается методом локальной контент-фильтрации с использованием технологии белого списка через, установленный на каждом локальном компьютере и защищенный от взлома пользователем, лицензионный контент-фильтр SKY-DNS
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к электронным образовательным ресурсам обеспечен для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Это официальные сайты Министерства образования и науки, Федеральный портал "Российское образование", "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" и др. На каждом ресурсе имеется версия для слабовидящих.
В режиме постоянного доступа функционирует официальный школьный сайт. Функционал сайта позволяет адаптировать страницы под нужды слабовидящих посетителей.
В разделе «Информационно-образовательные ресурсы для учителей, учеников и родителей» представлен подробный список информационных образовательных ресурсов (многие из которых также имеют возможность адаптации для лиц с врожденными или приобретенными нарушениями органов зрения) к которым учащиеся могут свободно получить доступ с любой локальной машины компьютерного класса образовательной организации.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари)
2. Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные приложения к учебникам, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
3. Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.)
7. Интерактивные (интерактивные лаборатории)
8. Спортивное оборудование.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежития нет
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежития нет.